Несущего винта
На рис. 3.20 показаны параметры движения вертолета при выполнении торможения по горизонтальной траектории. Исходная скорость маневра 300 км/ч, конечная — 100 км/ч. Видно, что время маневра зависит от раскрутки несущего винта. Если раскрутка составляет 6 %, торможение происходит за 27 с, если 13 %, то время торможения сокращается до 24 с. При таких раскрутках мощность несущего винта достигает околонулевых и отрицательных значений и возможно расцепление муфты свободного хода.
Следует отметить, что торможение вертолета с максимальным темпом без изменения высоты является достаточно сложным маневром. Летные исследования и моделирование показывают, что необходимость контроля частоты вращения несущего винта существенно загружает летчика. Поэтому целесообразно на малых высотах, на которых снижения вертолета недопустимы, не выходить на малый газ двигателя, что обеспечивает раскрутку не более 3 … 2 %. При этом регулятор не уменьшит мощность
Рис. 3.20. Изменение по времени параметров движения вертолета при торможении: с раскруткой несущего винта на Альтах = 7 12,5 %;—— Дицтах = 2 … 6 % |
двигателя до минимума и в достаточных пределах поддержит частоту вращения.
Исследование влияния полетной массы вертолета на темп торможения показало, что раскрутку винта легче получить при больших массах. При малых ее значениях (85 … 80 % от нормальной) несмотря на уменьшение общего шага до минимума частота вращения увеличивается незначительно. Это объясняется тем, что при угле установки винта S0min и угле атаки а, при котором Т = G, винт не выходит на отрицательные значения мощности (т. е. ан < ан самовращения). В этом случае время торможения зависит только от угла тангажа, величина которого определяется условием полета по горизонтальной траектории. Поэтому время торможения при максимальной и минимальной полетных массах отличаются не более чем на 10 %. Однако при малой массе маневр выполнять значительно легче. Уменьшить время торможения при малой полетной массе можно за счет уменьшения минимального значения угла установки лопастей.
Для торможения по горизонтальной траєкторій необходимо, начиная со скорости, приблизительно равной скорости наивыгоднейшего набора (экономической), плавно увеличивать общий шаг. При этом влияние приемистости двигателя на время манвра не проявляется (V < 80 км/ч).